Единый день информирования. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С 1 ЯНВАРЯ 2024 ГОДА
Изменения в Общую часть Кодекса
Изменены нормы, регулирующие порядок представления плательщиками положения об учетной политике, а именно:
-исключена обязанность плательщика ежегодно к установленной дате (31 марта года, следующего за отчетным) представлять в налоговый орган учетную политику;
-изменяются сроки представления учетной политики вновь созданными организациями. Так, они должны представить учетную политику в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 30 календарных дней с даты их государственной регистрации;
-обязанность представлять отчетность и учетную политику, как и ранее, распространяется на плательщиков, которые составляют отчетность в соответствии с законодательством о бухучете и отчетности, за некоторым исключением.
Плательщик не обязан представлять учетную политику в налоговый орган в случае, если ранее она уже была представлена и в нее не вносились изменения и (или) дополнения.
При этом в случае утверждения новой учетной политики либо внесения в нее корректировок в течение текущего налогового периода такая учетная политика представляется в налоговый орган не позднее тридцати календарных дней со дня ее утверждения руководителем организации и (или) иным уполномоченным лицом (органом).
Вводится обязанность организации уведомлять налоговый орган о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного учредительными документами действовать от имени организации), если регистрирующий орган не может предоставить такую информацию в налоговый орган посредством АИС «Взаимодействие».
С 01 июля 2024 года для всех индивидуальных предпринимателей вводится обязанность представлять налоговые декларации по установленным форматам в виде электронного документа.
Ранее такая обязанность была предусмотрена только для индивидуальных предпринимателей, которые являлись плательщиками налога на добавленную стоимость.
Кроме того, с 01 января 2024 года некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, также обязаны представлять налоговые декларации по установленным форматам в виде электронного документа. Положения о введении такой обязанности установлены Законом от 30.12.2022 № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения».
Таким образом, некоммерческие организации, в том числе общественные организации, политические партии, профсоюзы, учреждения, финансируемые собственниками, товарищества собственников, гаражные кооперативы, садоводческие товарищества и другие некоммерческие организации, обязаны при наличии объектов налогообложения представлять за налоговые (отчетные) периоды 2024 года налоговые декларации (расчеты) в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП).
При этом для получения личного ключа ЭЦП следует обращаться в РУП «Национальный центр электронных услуг», в РУП «Республиканский информационно-издательский центр Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».
Примечание. Использование дистанционных способов электронного взаимодействия с налоговыми органами предоставляет плательщикам ряд возможностей и преимуществ, в том числе облегчает процесс составления и подачи налоговых деклараций (расчетов), заявлений и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством, сокращает их временные и финансовые издержки.
Реализованный в системе электронного декларирования автоматизированный контроль правильности заполнения показателей налоговых деклараций (расчетов) позволяет избежать ошибок, которые могут повлечь привлечение плательщика к административной ответственности за неуплату налогов.
Кроме того, налоговые органы активно развивают сервисную составляющую электронного обмена информацией, в том числе расширяется сфера применения префайлинга налоговых деклараций (предварительное заполнение налоговых деклараций плательщика, исходя из данных, имеющихся в налоговых органах).
Изменения в Особенную часть Кодекса
Налог на добавленную стоимость
Индивидуальные предприниматели исключены из состава плательщиков НДС по оборотам по реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Примечание. Указанные изменения налогового законодательства способствуют созданию равных условий хозяйствования с субъектами предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, простых условий для ведения бизнеса, а также последующей автоматизации процессов ведения учета индивидуальными предпринимателями.
Подоходный налог с физических лиц в отношении доходов от осуществления предпринимательской деятельности
Индивидуальный предприниматель, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года превысил 500 тысяч белорусских рублей, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица начиная с 1 января календарного года, следующего за календарным годом, в котором образовалось такое превышение.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданином с нарушением вышеуказанных требований, является незаконной.
Одновременно предусмотрено повышенное налогообложение подоходным налогом по ставке в размере 30 % всех доходов, полученных индивидуальным предпринимателем с начала 2024 года, если размер таких доходов превысил 500,0 тыс. руб.;
Примечание. Данное предложение направлено на перевод таких индивидуальных предпринимателей в разряд юридических лиц с целью выравнивания условий осуществления деятельности.
С 1 января 2024 года при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц для индивидуальных предпринимателей закреплен единый принцип признания доходов от реализации «по оплате». Исключено право индивидуальных предпринимателей признавать доходы от реализации по принципу «начисления».
Примечание. Реализация таких предложений позволит в будущем рассмотреть вопрос об автоматизации процесса расчета подоходного налога для ИП со стороны налоговых органов (по аналогии с реализованной автоматизацией расчета налога при УСН для организаций).
С 1 января 2024 года, индивидуальным предпринимателям независимо от наличия у них места основной работы (службы, учебы) предоставлено право применять социальный и имущественный налоговые вычеты в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.
Учет и систематизация документов, подтверждающих расходы.
С учетом возникающих на практике вопросов определены и систематизированы документы, подтверждающие расходы индивидуальных предпринимателей.
Отменено разделение доходов на доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, а также исключено понятие внереализационных расходов, что упрощает порядок ведения учета доходов и расходов.
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог)
В целях адаптации ставок налогов, установленных в белорусских рублях, к инфляционным процессам увеличен размер ставок единого налога (на 7,5%). Новые ставки единого налога применяются при исчислении суммы единого налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 года.
Исчисление единого налога за январь 2024 года производится по старым ставкам единого налога, действовавшим до 2024 года.
Сокращена сфера применения индивидуальными предпринимателями единого налога, а именно, из групп товаров, при розничной торговле которыми индивидуальные предприниматели вправе применять единый налог, исключены нетабачные никотиносодержащие изделия, электронные системы курения и жидкости для электронных систем курения.
Изменения в части налогообложения физических лиц
Земельный налог и налог на недвижимость, уплачиваемые физическими лицами
С 01.01.2024 введено понятие «единый имущественный платеж». Данный платеж представляет собой общую сумму налога на недвижимость, земельного налога и транспортного налога, подлежащую уплате физическим лицом на один счет республиканского бюджета.
Уплата, взыскание единого имущественного платежа, а также зачет (возврат) излишне уплаченных сумм такого платежа будут осуществляться в порядке, установленном Кодексом для налогов.
Такой подход упрощает порядок уплаты физическими лицами имущественных налогов, так как исключает необходимость уплаты каждого отдельного налога в бюджеты первичного уровня по месту расположения недвижимости или земельного участка, а транспортного налога – в республиканский бюджет.
Изменен срок вручения извещений на уплату имущественных налогов.
В 2024 г. извещения должны быть вручены не позднее 1 октября.
Справочно: до 01.01.2024 срок вручения извещений – не позднее 1 сентября.
Изменен размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) типового капитального строения (здания, сооружения) для зданий, сооружений, помещений, не относящихся к жилым домам, квартирам, садовым и дачным домикам, гаражам, машино-местам (далее — иные здания, сооружения).
С 2024 г. размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) типового капитального строения (здания, сооружения) для иных зданий, сооружений дифференцирован в зависимости от площади такой недвижимости.
Размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) для иных зданий, сооружений разделен на три группы в зависимости от площади такой недвижимости:
до 200 кв. метров (метров);
свыше 200 кв. метров (метров), но не более 400 кв. метров (метров);
свыше 400 кв. метров (метров).
Определение налоговой базы для исчисления налога на недвижимость исходя из дифференцированной расчетной стоимости иных зданий, сооружений, которая зависит от площади такой недвижимости, будет использоваться налоговыми органами только в 2025 г. при исчислении налога на недвижимость за 2024 г.
Исчисление налога на недвижимость в 2024 г. за 2023 г. будет производиться в прежнем порядке.
В отношении жилых домов, квартир, садовых и дачных домиков, гаражей, машино-мест порядок определения расчетной стоимости не изменился.
Уточнен порядок применения в качестве налоговой базы налога на недвижимость заключения о независимой оценке рыночной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений).
С 2024 г. представленное физическим лицом заключение о независимой оценке рыночной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) может быть использовано налоговым органом при определении налоговой базы налога на недвижимость в течение пяти лет начиная с года, за который определена такая оценка, с последующей ежегодной индексацией на сложившийся индекс роста потребительских цен за соответствующий год.
Подоходный налог с физических лиц
Проиндексированы (увеличены) размеры доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом или освобождаемых от подоходного налога:
доходы в размере стоимости товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в рамках проведения рекламных мероприятий, если по условиям проведения этих мероприятий известны сведения о получателях таких товаров (работ, услуг), — со 186 руб. до 208 руб. по каждой выплате такого дохода;
доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, — с 9 338 руб. до 10 431 руб. в сумме от всех источников в течение 2024 г.;
доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные от:
— организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, являющихся местом основной работы (службы, учебы), — с 2 821 руб. до 3 151 руб. от каждого источника в течение 2024 г.;
— организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, не являющихся местом основной работы (службы, учебы), — со 186 руб. до 208 руб. от каждого источника в течение 2024 г. (п. 23 ст. 208 Кодекса);
доходы в виде оплаты нанимателем за работника, а также профсоюзной организацией за члена своей организации страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, — с 4 830 руб. до 5 395 руб. от каждого источника в течение 2024 г.;
доходы, получаемые инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, пожертвований, поступивших на благотворительный счет, открытый в банке Республики Беларусь, — с 18 660 руб. до 20 843 руб. в сумме от всех источников в течение 2024 г.;
доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные от профсоюзных организаций, объединений профсоюзов членами таких организаций в денежной и натуральной формах, — с 1 200 руб. до 1 340 руб. в сумме от каждого источника в течение 2024 г.
Проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу:
стандартный налоговый вычет физическому лицу в месяц увеличен со 156 руб. до 174 руб. при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 1 054 руб. в месяц (в 2023г. — 944 руб. в месяц);
стандартный налоговый вычет:
- — на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 46 руб. до 51 руб. в месяц;
- — для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, увеличен с 87 руб. до 97 руб. в месяц на каждого ребенка;
- — для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей увеличен с 87 руб. до 97 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца;
— стандартный налоговый вычет, предоставляемый отдельным категориям физических лиц, увеличен с 220 руб. до 246 руб. в месяц.
С 1 января 2024 г. введен дополнительный стандартный налоговый вычет для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).
В целях стимулирования привлечения и закрепления молодых специалистов у нанимателей в статью 209 Кодекса включены нормы, в соответствии с которыми с 1 января 2024 г. молодые специалисты, молодые рабочие (служащие), получившие высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование, имеют право на получение дополнительного стандартного налогового вычета по подоходному налогу в размере 620 руб. в месяц.
Такой налоговый вычет предоставляется молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), получившим:
— высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование и трудоустроенным в соответствии со свидетельством о направлении на работу;
— высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций.
Дополнительный стандартный налоговый вычет предоставляется:
— в течение срока обязательной работы у нанимателя по распределению (перераспределению), трудоустройству в счет брони, направлению (перенаправлению) на работу и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более 7 лет с даты трудоустройства у такого нанимателя в соответствии со свидетельством о направлении на работу;
— в течение срока обязательной военной службы — молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), получившим высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций.
Перечень документов, на основании которых в 2024 г. предоставляется стандартный налоговый вычет для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих), содержится в пункте 41 статьи 209 Кодекса.
Вышеуказанный стандартный налоговый вычет предоставляется с 1 января 2024 г. в отношении любых лиц, соответствующих вышеперечисленным условиям (как вновь прибывших на работу и трудоустроенных в соответствии со свидетельством о направлении на работу или получивших соответствующее образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций, так и работающих, проходящих службу, на вышеуказанных условиях).
С 1 января 2024 г. Кодекс дополнен нормой, в соответствии с которой из состава расходов, учитываемых при применении имущественного налогового вычета, исключены расходы на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых физическими лицами при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры без привлечения застройщика или подрядчика.
Данная норма распространяется на вышеуказанные расходы, фактически понесенные физическим лицом с 1 января 2024 г.
Таким образом, в отношении расходов, понесенных до 1 января 2024 г. на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых физическими лицами при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры без привлечения застройщика или подрядчика, имущественный налоговый вычет предоставляется в том числе в отношении доходов 2024 г. (неиспользованная сумма расходов переносится на последующие календарные годы до полного ее использования в виде имущественного налогового вычета).
С 1 января 2024 г. установлена ставка подоходного налога в размере 25 %, которая применяется в отношении совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке подоходного налога, установленной пунктом 1 статьи 214 Кодекса (13 %), и полученных физическими лицами от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за 2024 г. 200 000 руб.
Вышеперечисленные доходы, в отношении которых применяются ставки подоходного налога, установленные иными пунктами статьи 214 Кодекса и (или) иными законодательными актами, не участвуют в определении совокупного дохода, в отношении которого применяется ставка подоходного налога в размере 25 %.
Установление ставки подоходного налога в размере 25 % не вносит никаких изменений в порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога налоговыми агентами, т.е., несмотря на превышение в течение 2024 г. начисленного дохода размера в 200 000 руб., налоговый агент не производит исчисление подоходного налога по ставке в размере 25 %.
Исчисление подоходного налога по ставке в размере 25 % производится только налоговым органом на основании представляемой физическим лицом налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц за 2024 г.
Срок представления налоговой декларации при получении доходов, облагаемых по ставке в размере 25 %, — не позднее 31 марта 2025 г. Срок доплаты налога по ставке в размере 25 % — не позднее 1 июня 2025 г.
Таким образом, налоговые обязательства по уплате подоходного налога по ставке в размере 25 % возникнут у физических лиц по итогам 2024 г. в 2025 г.
Расширен перечень доходов, при получении которых в течение календарного года физические лица обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет).
С 1 января 2024 г. перечень доходов, при получении которых в течение календарного года физические лица обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) в порядке, установленном статьей 222 Кодекса, дополнен следующими доходами:
— доходы, в отношении которых физическим лицом неправомерно применялись особые режимы налогообложения, установленные Кодексом;
— доходы, подлежащие налогообложению по ставке подоходного налога, установленной пунктом 1 статьи 214 Кодекса (13 %), и полученные от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, если такие доходы за календарный год превысили в совокупности 200 000 руб.
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, уплачиваемый физическими лицами
С 1 января 2024 г. расширена сфера применения физическими лицами единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) — в перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, с уплатой единого налога, включена уборка территории от снега и льда.
Увеличен размер ставок единого налога, установленный в приложении 24 к Кодексу.
Новые ставки единого налога применяются при исчислении суммы единого налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 г. Исчисление единого налога за январь 2024 г. производится по старым ставкам единого налога, действовавшим в 2023 г.
Сбор за осуществление ремесленной деятельности, сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма
С 1 января 2024 г. ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности за месяц составляет 6,5 бел. руб.
Новая ставка применяется при уплате сбора за осуществление ремесленной деятельности, срок уплаты которого наступает после 31 января 2024 г.
Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за январь 2024 г. по сроку 3 января 2024 г. производится по старой ставке в размере 6 бел. руб.
С 1 января 2024 г. ставка сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за каждую агроусадьбу за месяц составляет 40 бел. руб.
Новая ставка применяется при уплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, срок уплаты которого наступает после 31 января 2024 г.
Уплата сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за январь 2024 г. по сроку 3 января 2024 г. производится за каждую агроусадьбу по старой ставке в размере 37 бел. руб.
Налог на профессиональный доход
С 1 января 2024 г. не признаются объектом налогообложения налогом на профессиональный доход доходы, полученные физическим лицом от юридического лица — бывшего нанимателя, в течение трех лет после увольнения.
Транспортный налог
Проиндексированы ставки транспортного налога. Вводится исчисление транспортного налога по транспортным средствам повышенной комфортности не старше трех лет, по ставкам, увеличенным в 10 раз. Перечень таких транспортных средств будет определяться Советом Министров Республики Беларусь. Данные изменения будут применяться в 2025 г. при исчислении и уплате транспортного налога за 2024 г.
Изменения в части налогообложения организаций
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Для белорусских субъектов хозяйствования предоставлено право на вычет сумм НДС в полном объеме при электронной дистанционной продаже товаров по адресам, расположенным за пределами Республики Беларусь.
В результате исключены случаи, когда осуществить вычеты не представляется возможным вследствие накопления больших сумм входного НДС, что актуально для белорусских плательщиков, реализующих товары преимущественно через интернет-магазин или маркетплейс.
Акцизы
Увеличены ставки акцизов на отдельные подакцизные товары в связи с их индексацией на сумму прогнозного уровня инфляции в 2024 году.
Товар «Нетабачные никотиносодержащие смеси для кальяна» выделен из группы товаров «Нетабачные никотиносодержащие изделия» в отдельную позицию, чтобы установить на него значительно более низкую ставку акцизов, поскольку применение в Республике Беларусь высокой ставки акцизов для нетабачных никотиносодержащих смесей для кальяна было экономически нецелесообразно.
С 2024 года при реализации резидентам государств — членов Евразийского экономического союза подакцизных товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь и помещенных под таможенную процедуру таможенного склада (без уплаты НДС и акцизов), действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, акцизы не будут исчисляться (такая реализация (передача) не признается объектом налогообложения акцизами);
Примечание. НДС в такой ситуации не исчисляется с 1 июля 2022 года.
Налог на прибыль
С 1 января 2024 года предусмотрена ставка налога на прибыль в размере 25 % для: белорусской организации без учета филиалов; для каждого филиала белорусской организации; для каждого постоянного представительства иностранной организации, — у которых по итогам отчетного периода нарастающим итогом с начала налогового периода налоговая база налога на прибыль превышает 25 000 000 белорусских рублей.
Под повышенное налогообложение будут подпадать операции, которые облагаются налогом на прибыль по ставке 20 %. Следовательно, реализация указанной нормы не затронет операции, при налогообложении которых плательщиком применяются пониженные (повышенные) ставки налога на прибыль.
При превышении налоговой базы по налогу на прибыль 25 000 000 белорусских рублей ставка налога на прибыль в размере 25 % будет применяться ко всей налогооблагаемой прибыли, сформированной с начала календарного года и облагаемой налогом на прибыль по общеустановленной ставке.
Ставка налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, увеличена с 5 до 10 процентов.
Отменена льгота по налогу на прибыль от реализации произведенных плательщиком продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста. С 1 января 2024 года прибыль, полученная от указанной деятельности, облагается по ставке в размере 5 процентов.
Исключена возможность применении льготы в отношении валовой прибыли от операций с корпоративными облигациями, условиями эмиссии которых:
предусмотрен срок обращения менее одного года;
предусмотрена возможность осуществления эмитентом досрочного погашения или выкупа в течение года с даты начала их размещения.
Расширен перечень объектов, по которым можно применить инвестиционный вычет. Так, организациям предоставляется право применять инвестиционный вычет по легковым автомобилям, используемым для краткосрочной аренды (каршеринга), и исключается необходимость восстанавливать инвестиционный вычет при использовании легковых автомобилей для оказания таких услуг.
Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
С 2024 г. по 2026 г. ставка налога на доходы составляет 0 % по доходам иностранных организаций по договорам перестрахования (за исключением доходов в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров).
Налог на недвижимость
С 2024 года объектом налогообложения признаются любые сооружения и передаточные устройства, введенные в эксплуатацию, независимо о того, являются ли они объектами основных средств для целей бухгалтерского учета.
Исключена льгота по налогу на недвижимость в отношении капитальных строений, законсервированных в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. При этом для таких объектов налогообложения с указанного периода установлена пониженная ставка налога на недвижимость в размере 0,1 процента.
Перечень категорий организаций, на которые не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость, дополнен организациями потребительской кооперации.
Земельный налог
Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (на 7,5 %):
ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется их площадь;
величина кадастровой стоимости земельных участков по видам оценочных зон, при не достижении которой в качестве налоговой базы по земельному налогу устанавливается площадь земельного участка;
ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь.
Кроме того, для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения сокращено количество ставок.
Перечень категорий организаций, на которые не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога, дополнен организациями потребительской кооперации.
Отменена льгота по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккуммулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии; занятых водохранилищами и берегоукрепительными сооружениями, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также земельных участков, предоставленных для строительства, реконструкции таких объектов отменена. В отношении таких земельных участков при исчислении земельного налога применяется понижающий коэффициент в размере 0,1 сроком на 3 (три) года.
Налог при упрощенной системе налогообложения (УСН)
По предложению Республиканского союза туристической индустрии в Кодекс включена норма, предоставляющая с 1 января 2024 года юридическим лицам, осуществляющим деятельность хостелов в не принадлежащих им капитальных строениях, право применения УСН при наличии у них сертификата соответствия, выданного на оказание услуг гостиниц. Это позволит выровнять условия применения УСН организациями, оказывающими услуги гостиниц, независимо от классификации их деятельности и места ее осуществления.
Примечание: Кодексом установлен запрет на применение УСН в отношении организаций, предоставляющих в возмездное пользование недвижимое имущество не принадлежащее им. Такой запрет до 2024 года распространялся и на хостелы (деятельность которых классифицируется как предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания).
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
С 2024 года резидентам свободных (особых) экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайского-Белорусского индустриального парка «Великий камень» предоставляется право применять единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции в части деятельности их филиалов, осуществляющих производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна.
Экологический налог и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
Проиндексированы ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Установлен новый порядок определения налоговой базы по экологическому налогу за хранение отходов производства в ситуациях, когда организации не ведут должным образом учет отходов производства.
В таких случаях налоговая база будет определяться исходя из лимита отходов производства, установленного в разрешениях (количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов), а не исходя из фактических объемов отходов производства, направленных на хранение в налоговом периоде.
Транспортный налог
Проиндексированы ставки транспортного налога, установленные в белорусских рублях.
С 2024 года в случае, когда лизингополучатель заключает договор сублизинга и передает транспортное средство сублизингополучателю, Плательщиком транспортного налога является сублизингополучатель.
Примечание. В целях признания плательщиком налога того субъекта хозяйствования, который фактически использует транспортное средство. В 2023 году в таких ситуациях плательщиком транспортного налога признается лизингополучатель.
Предусмотрено исчисление транспортного налога (включая авансовые платежи) по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более 3 лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, по ставкам, увеличенным в 10 раз.
С 2024 года в связи с цифровизацией транспортного налога в отношении транспортного налога с организаций будет применяться префайлинг (предварительное заполнение налоговых деклараций плательщика, исходя из данных, имеющихся в налоговых органах).
по материалам Могилевской областной инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь